Понятие и система государственной службы в РФ

Понятие и система государственной службы в РФ
Тип статьи:
Авторская

В самом общем виде систему государственной службы в правоохранительной сфере можно охарактеризовать как объективно обусловленную целостную совокупность взаимосвязанных элементов, включающую объединения граждан и общественные отношения между ними по поводу достижения целей, решения задач, выполнения функций в сфере обеспечения безопасности, поддержания законности и правопорядка, борьбы с преступностью, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также в сфере внутриорганизационной деятельности по кадровому обеспечению правоохранительных органов.

В узком значении система государственной службы в правоохранительной сфере может рассматриваться и как особая совокупность субъектов государственной службы в правоохранительных органах и их деятельности в области обеспечения безопасности, поддержания законности и правопорядка, борьбы с преступностью, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также как совокупность инструментов правового закрепления статуса субъектов государственной службы в правоохранительной сфере, их профессиональной деятельности в должностях государственной правоохранительной службы, а также внутриорганизационной деятельности в сфере организации порядка прохождения государственной службы в правоохранительных органах.

Рассмотрение государственной службы в правоохранительной сфере в качестве единой правовой категории позволяет раскрыть ее сущность и характерные признаки как социальной системы, дать научную классификацию ее составных элементов и описать административно-правовое содержание. Наиболее эффективное решение поставленной задачи возможно на основе применения системного подхода, который позволяет не только выявить и охарактеризовать общие черты и признаки системы государственной службы в правоохранительной сфере, но и уяснить особенности ее элементов, их групп, объединяемых в отдельные подсистемы, что имеет принципиальное значение с точки зрения формирования новой модели государственной службы в правоохранительной сфере[1].

Сущность системного подхода к изучению объективной реальности в самом широком смысле заключается в том, что объекты познания рассматриваются как целостные образования, обладающие сложной внутренней структурой как системой.

В связи с этим использование системного подхода в уяснении сущности и содержания государственной службы в правоохранительной сфере вполне оправданно, так как последняя, являясь, прежде всего, разновидностью социально-правовых систем, обладает общими для социальных систем признаками. В числе основных универсальных признаков социальных систем, отличающих их от иных кибернетических систем, в литературе обычно называют:

— наличие совокупности взаимосвязанных и взаимодействующих элементов: субъекта (управляющей подсистемы), объекта (управляемой подсистемы), внутриорганизационных связей между ними;

— определенное функционально-целевое предназначение, выражающееся в наличии социально значимой цели системы, определенности ее функций, которые непосредственно связаны с осуществлением деятельности людей по достижению социально значимых целей;

— правовое регулирование внешних (с внешней средой) и внутренних (между элементами социальной системы) организационных связей, т.е. закрепление компетенции, а именно прав, обязанностей и ответственности субъекта и объекта социальной системы. Системность как основа всякого института — очень важное качество. Система государственной службы — существенный элемент самого института государственной службы.

Общим признаком социальных систем любого уровня является и то, что они представляют собой, прежде всего, объединения, ассоциации либо коллективы людей. При этом их субъектно-объектное деление достаточно условно, так как и субъект (управляющая подсистема), и объект (управляемая подсистема) представлены людьми, что, в свою очередь, обусловливает нелинейный характер их взаимосвязи, активность и способность к самоорганизации. Как справедливо отмечает Г.В. Атаманчук, «в социальном управлении основным элементом управляющей и управляемой систем выступает человек, и управление сводится к тому, что одни люди воздействуют на сознание и поведение других».

В результате одни и те же группы людей одновременно могут выступать как в роли субъекта социальной системы, так и в роли объекта в отношении с системой более высокого порядка. В связи со сказанным системный анализ государственной службы в правоохранительной сфере предполагает:

— во-первых, исследование внутренней структуры и содержания системы государственной правоохранительной службы, ее составных элементов;

— во-вторых, изучение внутренних организационных связей между элементами системы государственной правоохранительной службы и их правового регулирования;

— в-третьих, выявление взаимозависимости системы государственной службы в правоохранительной сфере и других социальных систем (системы государственной службы, правоохранительной системы, государства и общества).

На этой основе может быть дана общая характеристика системы государственной службы в правоохранительной сфере как единого целого социально-правового явления.

В самом общем виде систему государственной службы в правоохранительной сфере можно охарактеризовать как объективно обусловленную целостную совокупность взаимосвязанных элементов, включающую объединения граждан и общественные отношения между ними по поводу достижения целей, решения задач, выполнения функций в сфере обеспечения безопасности, поддержания законности и правопорядка, борьбы с преступностью, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также в сфере внутриорганизационной деятельности по кадровому обеспечению правоохранительных органов.

В современной теории государственного управления социальные системы исследуются, как правило, через призму человеческого фактора. Так, Ф.И. Шамхалов обоснованно подчеркивает, что «государство, взятое само по себе, — это некая абстракция, безличное начало. Во многом его делают тем, чем оно в реальной действительности является, люди, которые

приводят в движение его безличные механизмы, вселяют в них дух, придавая им вполне осязаемые формы и очертания». В этой связи очевидно, что основными элементами системы государственной службы в правоохранительной сфере являются люди и их объединения, а также специфические общественные отношения между ними, связанные с осуществлением правоохранительных функций.

В системе государственной службы в правоохранительной сфере граждане занимают особое правовое положение, т.е. обладают специальными правами, выполняют специальные обязанности и несут ответственность как специальные субъекты государственно-служебных правоотношений, а именно как служащие государственной службы в правоохранительной сфере — лица, замещающие аттестованные должности в государственных правоохранительных органах и обеспечивающие функционирование государственных правоохранительных органов. Как замечает Н.М. Казанцев, «государственные органы лишь в порядке государственной службы, исполняемой в них, могут осуществлять свои функции и полномочия», в связи с чем «государственная служба как процессуальный институт и исключительная форма реализации полномочий государственных органов имеет всеобщее, универсальное и исчерпывающее значение». Некоторые авторы отмечают множественность ее субъектов как важную основу реализации силы принуждения.

В развитых странах подход к изучению государственной службы также осуществляется через призму реализации государственными служащими функций государственных органов. Например, чиновником в современной правовой литературе Германии именуется тот, «кто находится в государственно-служебных отношениях на основании присяги верности с юридическим лицом публичного управления и выполняет по поручению последнего публично-правовые функции».

В Италии к основным моментам отнесены: работодателем является орган публичной администрации; назначение на должность производится на основании формального акта данного учреждения; осуществляемая конкретным учреждением работа обусловлена его институциональными задачами и носит постоянный характер; в основе данных отношений лежит функциональная и иерархическая подчиненность; заработная плата служащих определяется на основании закона и регламентарного акта.

В целом в наиболее развитых зарубежных странах именно профессиональные государственные служащие рассматриваются в качестве «краеугольного камня эффективно функционирующего публичного сектора».

В связи этим следует заключить, что именно граждане, замещающие должности государственной службы в правоохранительной сфере, формируют внутреннюю структуру государственных правоохранительных органов, а сами правоохранительные органы в их интегративном качестве также могут пониматься в качестве элементов системы государственной службы в правоохранительной сфере.

Таким образом, говоря о государственной службе в правоохранительных органах, как об организационной системе в широком значении, следует исходить из того, что она включает в себя, с одной стороны, субъектов государственного управления соответствующей государственной службой (органы государственной власти общей, отраслевой и межотраслевой компетенции, в том числе правоохранительные органы и их структурные подразделения, подведомственные им организации и учреждения, а также должностные лица), с другой — непосредственную деятельность граждан, замещающих должности государственной службы в правоохранительной сфере, по обеспечению функционирования государственных правоохранительных органов.

В узком значении систему государственной службы в правоохранительной сфере необходимо понимать, как совокупность видов профессиональной деятельности по обеспечению функционирования правоохранительных органов государства. Внутренняя структура этой деятельности представлена, прежде всего, функциями, закрепляемыми за конкретными должностями государственной службы в правоохранительной сфере. Таким образом, должности государственной службы в правоохранительной сфере, поскольку именно они аккумулируют в себе функциональное содержание государственной службы в целом и правоохранительной службы в частности, следует рассматривать в качестве первичного элемента системы государственной службы в правоохранительной сфере. При этом функционально-целевое содержание государственной службы в правоохранительной сфере, понимаемое нами как целеполагающая деятельность индивидов в сфере правоохранительной деятельности, т.е. граждан, замещающих должности государственной службы в правоохранительной сфере и осуществляющих правоохранительные функции посредством применения мер правового принуждения, позволяет рассматривать государственную службу в правоохранительной сфере как особую форму правоохранительной деятельности и тем самым отграничить ее от других видов государственной службы.

Подводя итог, скажем что система государственной службы в правоохранительной сфере представляет собой совокупность субъектов государственной правоохранительной службы и их деятельности в области обеспечения безопасности, поддержания законности и правопорядка, борьбы с преступностью, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также совокупность инструментов правового закрепления статуса субъектов государственной службы в правоохранительных органах, их профессиональной деятельности в должностях соответствующей государственной службы, а также внутриорганизационной деятельности в сфере организации порядка прохождения государственной службы в правоохранительной сфере.


[1] Козлов Ю.М. Научная организация управления и право / Ю.М. Козлов, Е.С. Фролов. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1986. — 247 c.

371
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Загрузка...
Яндекс.Метрика