Место государственной службы в ОВД РФ в системе государственной службы РФ

Место государственной службы в ОВД РФ в системе государственной службы РФ
Тип статьи:
Авторская

Место, которое занимает служба в ОВД в системе государственной службы Российской Федерации необходимо рассматривать с точки зрения функций, которые она выполняет, а так же с позиции общественно полезной деятельности самой службы.

Термин «государственная служба в органах внутренних дел» употребляется крайне редко. Как правило, традиционно применяется словосочетание «служба в органах внутренних дел», хотя в преамбуле Федерального закона от 30 ноября 2011 г. № 342-Ф3 «О службе в органах внутренних дел» установлено, что он регулирует порядок и условия прохождения государственной службы сотрудниками органов внутренних дел]. Следует сказать также, что указанная служба представляет собой специфический вид трудовой деятельности и заключается в следующем.

Во-первых, правоотношения, в которые вступают сотрудники органов внутренних дел МВД России, неоднородны по содержанию, субъектному составу, основаниям, самой юридической природе, а также являются предметом регулирования широкого спектра разных отраслей права.

Во-вторых, возможность вступления сотрудника ОВД в государственно-служебные (публично-правовые) правоотношения предопределена внутренними отношениями с государством в лице должностных лиц соответствующих государственных органов.

В-третьих, служебно-трудовые отношения являются общей юридической базой как внутренних, так и внешних публично-правовых отношений, складывающихся по поводу условий службы межу соответствующими органами государственной власти и их сотрудниками.

В-четвертых, несмотря на совпадение по времени служебно-трудовых и государственно-служебных отношений, а также их одновременное возникновение, функционирования и прекращение, они являются относительно самостоятельными видами правоотношений.

В-пятых, благодаря тому, что понятие отношений наёмного труда по всем критериям распространяется и на служебно-трудовые отношения в ОВД, следует относить их к предмету трудового права, а не только к сфере его действия.

В-шестых, сотрудники ОВД, помимо служебно-трудовых отношений, вполне могут стать участниками правоотношений, которые будут непосредственно с ними связаны, в частности, субъектами различных видов юридической и дисциплинарной ответственности, правовое регулирование которой выходит за пределы действия административного права и нормативно-правовых актов соответствующего органа государственной власти, относясь к предмету гражданского-процессуального правового регулирования или сфере действия норм трудового права.

Многие ученые, рассматривают государственную службы как вид общественной полезной деятельности по обеспечению полномочий государственных органов, осуществляемых на профессиональной основе. Состоящая из различных видов государственная служба составляет неотъемлемую, самостоятельную часть этой общественно полезной деятельности.

Как известно, одной из причин возникновения и создания государства является необходимость общества в создании правопорядка и общественной безопасности. Улучшить жизнь людей, обеспечить правопорядок. В этой связи федеральная государственная служба на ряду с своими общими функциями, имеет и другие функции, специфические, суть которых вытекает из основных задач, стоящих перед правоохранительными органами. Ключевое место среди них занимают: защита прав и свобод человека, обеспечение личной и общественной безопасности, охрана общественного порядка, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений и административных правонарушений и ряд других, не менее важных.

Особенность перечисленных выше функций, равно как и других, обусловлена правоохранительной направленностью. Согласно действующему законодательству, в том числе ФЗ «О полиции», исполнение этих функций возложено на правоохранительные органы и в том числе на Министерство Внутренних Дел Российской Федерации – федеральный орган исполнительной власти, возглавляющий систему органов внутренних дел Российской Федерации.

Одним из нормативно-правовых актов регламентирующих деятельность органов внутренних дел Российской Федерации.

Указанным законом определяется, что сотрудники ОВД проходят государственную службу, но не конкретизирует, о какой именно государственной службе идет речь.

Государственная служба в органах внутренних дел Российской Федерации занимает самостоятельное место в государственной службе Российской Федерации. Этот вид государственной службы Российской Федерации должен регламентироваться федеральным законом. Этот закон будет представлять правовую базу для принимаемых в соответствии с ним нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации в этой области отношений.

Конституция Российской Федерации, Федеральный закон «О системе государственной службы Российской Федерации» от 27.05.2003 №58-ФЗ и ряд других нормативно-правовых актов дают возможность в качестве характеристики профессиональных отношений в органах внутренних дел РФ сделать определенные выводы: во-первых, профессиональные отношения в органах внутренних дел – это государственно-служебные отношения; во-вторых, эти отношения связаны с деятельностью государственного органа, входящего в структуру федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации; в-третьих, государственно-служебные отношения в органах внутренних дел представляют собой разновидность федеральных государственно-служебных отношений Российской Федерации и занимают свое самостоятельное место; в-четвертых, исходя из полномочий МВД России, государственно-служебные отношения должны регламентироваться федеральным законодательством и нормативно-правовыми актами субъектов Российской Федерации.

О термине «государственная служба» в органах внутренних дел Российской Федерации можно сказать, что широкого применения он еще не нашел. Чаще всего употребляется термин «служба в органах внутренних дел». Применительно к органам внутренних дел термин «служба» употребляется чаще всего в следующих значениях: во-первых, служба в органах внутренних дел как понятие социальное применяется для определения характера и рода деятельности людей, отражая факт общественного разделения труда; во-вторых, службой иногда именуют структурные подразделения органа (кадровое, юридическое, финансовое, тыловое и т. д.) или разновидность деятельности сотрудников органов внутренних дел, определенную часть их работы, отличающуюся спецификой полномочий (патрульно-постовая, наружная и т. д.); в-третьих, под словом «служба» понимается самостоятельное ведомство[1].

Государственная служба в органах внутренних дел Российской Федерации осуществляется в виде общественно полезной деятельности сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации. Эта деятельность рассматривается как интеллектуальная и с позиции практики направлена на объективную реализацию всех потребностей как человека и общества, так и государства. Она осуществляется в органах государственной власти, а точнее в органах, имеющих отношение только к исполнительной власти. Основное назначение органов исполнительной власти − это проведение законов и иных правовых актов в жизнь. В пределах предоставленных прав органы исполнительной власти занимаются подзаконной деятельностью, которая носит распорядительный характер.

Сотрудники органов внутренних дел осуществляют государственную службу особого специального характера, отличающуюся многими признаками, которые находят свое проявление при реализации задач этих правоохранительных органов. Непосредственно материальных ценностей сотрудники органов внутренних дел не создают. Они осуществляют свои служебные обязанности в виде интеллектуальной деятельности, связанной в основном с воздействием на достижение положительных результатов сознательно-поведенческого характера людей, получая при этом определенное денежное вознаграждение. Основное их предназначение: это реализация задач, функций органов внутренних дел с целью воздействия на людей независимо от участия или неучастия последних в различных видах общественно полезной деятельности.

Государственная служба в органах внутренних дел — это служба публичного характера, т. е. служба в органах исполнительной власти, носящая публичный характер. Деятельность органов исполнительной власти по формированию кадров как основы государственной службы в органах внутренних дел проявляется через постоянные устойчивые механизмы. Она возникает, организуется и прекращается вместе с органом исполнительной власти.

Государственно-служебные отношения в органах внутренних дел необходимо рассматривать в качестве простого правового института, входящего в сложный комплексный социально-правовой институт государственной службы Российской Федерации. Институт государственной службы в органах внутренних дел изучается различными научными специальностями, а также регламентируется многими отраслями права: например, административного права, финансового права, трудового права, уголовного права и другими.

В целом государственная служба в органах внутренних дел представляет собой один из видов деятельности государства по формированию профессионального кадрового ядра с целью выполнения задач государства по реализации функции охраны прав и свобод граждан и обеспечению законности и правопорядка. Конституция Российской Федерации объявляет человека, его права и свободы высшей ценностью, а признание, соблюдение и защиту его прав и свобод − главной обязанностью государства. Это обеспечивается в государстве системой правоохранительных органов и, прежде всего, органами внутренних дел.

На основании вышеизложенного, можно сделать следующий вывод: государственная служба в органах внутренних дел Российской Федерации − это один из основных видов государственной службы Российской Федерации, урегулированный федеральным законодательством и иными нормативно-правовыми актами субъектов Российской Федерации, имеющий специальный и публичный характер и осуществляемый за денежное вознаграждение государственными служащими органов внутренних дел по обеспечению полномочий в сфере защиты прав и свобод человека и гражданина, охраны общественного порядка и общественной безопасности, борьбы с преступлениями и правонарушениями.


[1] Ильясов С. Г., Кудрявцев А. В., Сергун П. П. Государственная служба в органах внутренних дел: справочник. М., 1996. С. 6−7.

33
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Загрузка...
Яндекс.Метрика